Обсуждаем проект «Перспектива»

В рамках поддержки талантливых детей в Октябрьском районе с 2000 года был запущен проект «Перспектива» с целью создания единого пространства общения одаренных ребят и сотрудничества талантливых, ищущих педагогов района. Проект состоит из трех блоков:

• Слет «Паруса надежды» - праздничное торжество, на котором подводятся итоги олимпиадно - конкурсного движения. Проведению слета предшествует большая работа по подготовке школьников к участию в олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских конкурсах. Многие участвуют в школьном этапе олимпиады, кто- то достигает более высоких результатов на следующих уровнях олимпиад и НПК и приглашается на районный слет. Слет не только подводит итоги за год, но и дает заряд на будущее, помогает осуществлению надежд. В течение этих лет слет менялся, развивался: в первые годы награждались учащиеся - призеры районных, городских, республиканских, окружных, российских и международных олимпиад, учителя, подготовившие призеров. Затем были введены номинация призеров НПК и исследовательских конкурсов «Эврика» и номинация руководителей учреждений образования, имеющих наибольший рейтинг по результатам олимпиад, НПК и исследовательских конкурсов. В 2005 году три образовательных учреждения, имеющие наилучшие показатели в рейтинге школ за пять лет, получили грант Администрации Октябрьского района: СОШ № 42 – 150 000 рублей, гимназия № 93 – 130 000 рублей, БЛ № 136 – 100 000 рублей. Значительно выросло число награждаемых на слете, зал школы № 49, самый большой актовый зал школ района, уже не вмещал всех награждаемых, поэтому награждать стали только победителей районного этапа олимпиад, а затем – призеров, начиная с городского уровня. Постепенно появлялась атрибутика, развивались традиции. Символика и атрибутика проекта воплощает идею творчества, поиска, стремления к успеху. Так, девизом проекта стали слова Сенеки «Кто не знает в какую гавань плывет, для того нет попутного ветра», была создана эмблема, флаг. Гимн «Перспективы», автор Ю.Юртова, не оставляет равнодушным ни одного участника проекта. В Книге Почета пять выпускников, имеющие наивысшие достижения в олимпиадном движении, записывают ежегодно свои пожелания. Например, выпускник гимназии № 93 прошлого года Кузнецов Артем так описал свои впечатления: «Олимпиада… Многие люди не совсем правильно понимают значение школьных олимпиад. В процессе этих состязаний происходит не только соревнование между школьниками, но и общение со сверстниками, обмен опытом, рождаются новые впечатления. Но самое главное то, что олимпиады – это средство самовыражения, а для некоторых и путь к успеху. Могу с уверенностью сказать, что олимпиады играют огромную роль в жизни школьника. Конечно, успех ребенка во многом зависит от него самого. Но если рядом есть чуткий, опытный наставник, то к цели идти гораздо легче и веселее». Выпускница 2007-2008 учебного года татарской гимназии № 84 Шумадалова Алина пожелала ребятам «…учиться преодолевать трудности, которые неизбежно возникают в процессе познания, и тогда каждый добьется успеха, ведь каждый из нас в чем-то талантлив». В 2004 году на сцену слета впервые вышли участники профильной смены «Попутный ветер», чтобы рассказать о сложившихся традициях, поделиться впечатлениями. На сцену был вынесен флаг смены – как символ передачи эстафеты слета – смене «Попутный ветер».

• «Попутка», как ласково называют смену ее участники, это уникальное пространство общения участников проекта, пространство, где родилось немало интересных идей, где ежегодно не только раскрываются таланты, но и снимаются барьеры общения: дети преображаются, становятся уверенными, открытыми, находят друзей. В смене дети учатся: занятия ведут преподаватели вузов по углубленным программам. По математике и химии занятия ведутся с 2000 года, в 2003 году была создана и гуманитарная группа, где проводятся занятия по психологии, социологии, журналистике. Возникла потребность в проведении психологических тренингов всех участников смены, и с 2004 года был введен час тренингов. Но «Попутка» уникальна не только предметными занятиями, атмосфера смены ненавязчиво создает эффективные условия для воспитания участников. По мнению ребят, именно возможность самим организовывать свой досуг и способствует тому, что они так быстро находят контакт друг с другом. «Мы все поняли, что нет другой смены, способной сблизить людей за две недели до такой степени, как сблизила нас смена «Попутный ветер»! Поначалу всем было немного неловко, мы стеснялись друг друга, но сейчас наше единство проявляется во всем и это делает общение таким интересным!», пишут дети в Книге воспоминаний «Острова памяти». Настоящими генераторами идей стали ребята, они заложили традиции смены: придумали название «Попутный ветер», девиз «Мы ребята классные, цели наши ясные – и в работе и в труде будем первыми везде!», эмблему и флаг, книгу воспоминаний «Острова памяти». Ежегодно всеми экипажами обсуждается и принимается Основной Закон смены. Дети сами осуществляют организацию деятельности смены, готовят мероприятия, среди которых немало традиционных, таких как «День наоборот», «Зарница», «Стартинейджер», «День дружбы народов», проектная игра. Самое главное при подготовке мероприятий – взаимопомощь и поддержка, взаимоуважение, внимание к предложениям, развитие инициативы. Такая традиция, как вечерняя свечка, позволяет каждому члену экипажа высказаться о впечатлениях дня, поделиться проблемами, сказать добрые слова поддержки нуждающимся, предложить новые идеи. Ведется хроника смены, в книге «Острова памяти» экипажи делятся впечатлениями, каждая смена передает будущей напутствие, которое, по морским законам, помещается в бутылку и должно быть найдено будущими участниками.

• Для продолжения общения в течение учебного года участниками проекта создан виртуальный клуб «Гавань», в рамках которого ежегодно проводится турнир, интеллектуальная проектная игра, издается газета «Попутный ветер», организовано общение участников посредством сети Интернет: создано несколько групп «vkontakte.ru». Участниками клуба были обсуждены важные проблемы, такие как «Школьные проблемы», «Школа: я и мои достижения» (разработка формы портфолио школьника), «Отцы и дети», «Кто мы – взрослые или дети» и другие.

Одним из значимых достижений проекта являются высокие результаты олимпиадно-конкурсного движения. Если в 2000 году лишь две-три школы участвовали в олимпиадах республиканского уровня, то уже в 2002 году количество таких школ значительно увеличилось. Учащиеся образовательных учреждений Октябрьского района стабильно, на протяжении семи лет, занимают лидирующее положение по количеству призеров олимпиад всех уровней в городе Уфа и четыре года – в республике Башкортостан.

Десятилетний рубеж реализации проекта скоро будет пройден. Проект, как и любой живой организм, требует новых идей, форм, перспектив развития.

Важная и сложная задача – определить, как дальше в районе будет строиться работа с одаренными детьми, что можно взять в будущее из реализованного проекта «Перспектива», как видоизменить его, что добавить. На смену проекту «Перспектива» приходит новый проект «Перспектива. Next». Есть название проекта, есть осознание его цели – развитие олимпиадно-конкурсного движения. И вы, школьники и педагоги Октябрьского района, можете принять самое непосредственное участие в разработке новых идей, форм, содержания проекта и в его реализации.

Отдел образования Октябрьского района г. Уфа выступает с инициативой организации в образовательных учреждениях выдвижения предложений по развитию, изменению проекта.

Просим не остаться равнодушными, откликнуться на нашу инициативу и принять в ней самое активное участие. Проект «Перспектива» - это уникальный продукт деятельности всей системы образования нашего района. Результаты, которые уже достигнуты, идеи, которые воплощены, не должны быть потеряны. От вашего участия, ваших идей, вашего отношения зависит будущее проекта.

Район ждет от вас новых идей и предложений, для этого необходимо как можно подробнее ответить на вопрос:

1. Если бы ты был директором школы, чтобы ты сделал для раскрытия таланта каждого ребенка?

2. В каких формах может существовать проект в твоей школе и в районе в целом?

3. Какие профили необходимо ввести, с твоей точки зрения, в профильных лагерях?

Ждем подробные ответы, новые идеи, отзывы на сайте
«www. dialog-ufa.narod.ru»
.

 

Вернуться