ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
единство образовательного пространства Российской Федерации;
преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
требования к результатам освоения основных образовательных программ.
ФГОС начального общего образования (1 - 4 кл.)
ФГОС начального общего образования с ограниченными возможностями здоровья
ФГОС основного общего образования (5 - 9 кл.)
ФГОС основного общего образования (5 - 9 кл.) 2022
Переход на новые ФГОС НОО и ООО
Министерством просвещения Российской Федерации утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования (далее – ФГОС, ФГОС НОО, ФГОС ООО).
Внедрение новых образовательных стандартов начинается с 01 сентября 2022 года.
Обучающиеся, зачисленные в МАОУ «Физико-математический лицей № 93» до вступления в силу новых ФГОС, продолжат обучение по образовательным программам, утверждённым в соответствии с действующими ФГОС НОО, ФГОС СОО.
Цель обновления ФГОС - обеспечение единого образовательного пространства на территории Российской Федерации, сохранение глубины и фундаментальности отечественного образования, обеспечение лидирующих позиций России в области образования.
Главная задача новых ФГОС третьего поколения - конкретизация требований к учащимся. Соответственно, новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным и метапредметным результатам по годам обучения, позволяют ответить на вопросы: что будет знать школьник, чем овладеет и что освоит.
Обновлённые ФГОС обеспечивают личностное развитие, которое включает в себя гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
ФГОС разработаны с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов России. Документ ориентирует программу на изучение обучающимися многообразного цивилизационного наследия России.
Обновлённые ФГОС учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей при освоении программ начального и основного общего образования и особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
ФГОС третьего поколения сохраняют возможности индивидуализированного и дифференцированного обучения.
Обновлённые ФГОС разработаны с учетом результатов, проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования
Полезная информация:
Презентация Обновление содержания ФГОС НОО и ООО
ЕДИНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ https://edsoo.ru/
1. Примерные рабочие программы https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
2. Конструктор учебных программ https://edsoo.ru/constructor/
3. Учебные предметы https://edsoo.ru/study-subject/
4. Типовой комплект методических документов: https://edsoo.ru/Tipovoj_komplekt_metodich_16.htm
ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ (проекты для обсуждения)
ФГОС среднего общего образования (10 - 11 кл.)
Уважаемые родители (законные представители)! С 01.09.2023г. осуществляется переход на Федеральные образовательные программы (ФОП):
ФОП начального общего образования
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71762).
ФОП основного общего образования
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71764).
ФОП среднего общего образования
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71763).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
С сентября 2020 года обучающиеся 10 класса в нашей гимназии начнут обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам среднего общего образования.
Главная цель введения ФГОС СОО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
ФГОС CОО утверждён приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413
Система образования любого государства решает те задачи, которые ставят перед ней государство и общество. Прежде всего, приступая к работе над стандартом, разработчики задали вопрос: «Что в настоящее время требуется семье, обществу и государству?», и впервые подготовка стандарта началась с серьёзного социологического исследования о запросах семьи, общества и государства к результату образования, в котором приняли участие представители бизнеса, политических кругов, семьи с самым разным достатком, жители городов и сёл. Результаты исследования определили и формат стандарта.
Новый стандарт – это не свод требований к знаниям, умениям и навыкам по каждому предмету, это конвенциональная норма, т.е. некий общественный договор между семьёй, школой и государством о взаимных правах и обязанностях, связанных с образованием ребёнка.
При разработке Стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны, обеспечивающий формирование:
российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности;
консолидации общества в условиях роста его разнообразия, на основе роста гражданской ответственности, взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп;
национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства;
патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов;
идеалов и ценностей гражданского общества: справедливости, свободы, благосостояния, семейных традиций;
конкурентоспособности личности, общества и государства;
ценностей личностной, общественной и государственной безопасности.
В основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования, предполагающая отказ от прямого копирования западных моделей образования.
Одной из особенностей нового стандарта является профильный принцип образования.
Итак, новыми ФГОС для 10-11 классов определены 5 профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. При этом, учебный план должен содержать не менее 9(10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной стандартом.
Общими для включения во все учебные планы являются такие учебные предметы, как:
• «Русский язык и литература»;
• «Иностранный язык»;
• «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия»;
• «История» (или «Россия в мире»);
• «Физическая культура»;
• «Основы безопасности жизнедеятельности».
При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
Другой особенностью нового стандарта можно назвать акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника. В соответствии с новыми ФГОС образовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы: учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), дополнительные учебные предметы, курсы по выбору («Астрономия», «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края» и др.) и общие предметы для включения во все учебные планы.
В учебном плане также должно быть обязательно предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта. На второй инфографике представлен пример формирования индивидуального учебного плана, учитывая утвержденное стандартами количество учебных занятий – не более 37 часов в неделю.
Обязательным для всех российских школ ФГОС старшей школы станет с 1 сентября 2020 года.
С официальными документами о введении в действие ФГОС СОО, а также со всей необходимой информацией можно познакомиться на сайте Министерства просвещения Российской Федерации или по следующим ссылкам: