гимназия 93 г.Уфа
 
   
 
 
 
 

 
  ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ  
 

Итоговое сочинение как допуск к ГИА

.....Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА проводится в обязательном порядке для выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования. Итоговое изложение вправе писать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды. По желанию итоговое сочинение (изложение) могут писать выпускники прошлых лет с целью представления его результатов в вузы. Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

.......В 2018-2019 учебном году, как и прошлом, итоговое сочинение (изложение) будет проводится в декабре, феврале и мае. Дни проведения испытания назначены на первую рабочую среду каждого из трех месяцев. Зарегистрироваться на участие в сочинении (изложении) необходимо не позднее чем за 2 недели до даты проведения экзамена. 11-классники лицея № 93 будут писать сочинение 5 декабря 2018 года в лицее с 10 часов утра.

Расписание итогового сочинения (изложения) на 2018-2019 год:

Дата проведения испытания Срок окончания приёма заявлений
5 декабря 2018 года 21 ноября 2018 года
6 февраля 2019 года 23 января 2019 года
8 мая 2019 года 24 апреля 2019 года

.......Продолжительность выполнения работы составляет 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

.......Начало итогового сочинения или изложения в каждый день проведения назначено на 10.00 по местному времени.

.......Участники, получившие «незачёт» на итоговом сочинении (изложении), могут повторно пройти испытание в следующие даты его проведения, согласно расписанию, то есть не более двух раз.

....... В 2018-2019 учебном году выпускникам традиционно предложили пять тематических направлений итогового сочинения:

• Отцы и дети

• Мечта и реальность

• Месть и великодушие

• Искусство и ремесло

• Доброта и жестокость

.......В рамках объявленных пяти направлений будут разработаны конкретные темя сочинений, которые станут известны выпускникам лишь в день прохождения испытания. Пока специалисты ФИПИ, как обычно, подготовили комментарии к каждому направлению.

1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.


.....Проверять сочинения (изложения) будут экспертные комиссии, созданные на муниципальном уровне. Итоговое сочинение проверяется по пяти критериям. К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие определенным требованиям.

Требование № 1. «Объем итогового сочинения». Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Критерий №1 «Соответствие теме». Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения». Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно--доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №4 «Качество письменной речи». Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №5 «Грамотность». Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

..... .....Результаты итогового сочинения (изложения) – «зачет» или «незачет» – станут основанием для принятия решения о допуске к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования...При поступлении в вузы сочинение (изложение) рассматривается в ряду индивидуальных достижений и может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ. Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям. 
..... .....Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание муниципальными экспертными комиссиями должна завершиться не позднее чем через неделю с даты проведения итогового сочинения (изложения).
..... .....Оригиналы бланков итогового сочинения (изложения) с внесенными в них результатами проверки доставляются в РЦОИ РБ для последующей обработки. Результаты итогового сочинения вносятся в РИС и передаются в места написания сочинений (изложений). Обработка бланков итогового сочинения (изложения) должна завершиться не позднее чем через пять календарных дней после проведения проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) экспертами комиссий образовательных организаций, экспертными комиссиями. Увидеть результаты и осканированные бланки итогового сочинения можно в личном кабинете по номеру паспорта на официальном портале ЕГЭ: http://check.ege.edu.ru/.
..... .....Результат итогового сочинения в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действителен четыре года, следующих за годом получения такого результата. Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них действующих результатов итогового сочинения прошлых лет. Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования результаты итогового сочинения только текущего года, при этом результат итогового сочинения прошлого года аннулируется.
6 февраля и 8 мая 2019 года выпускникам предоставляется возможность пересдачи. Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»); обучающиеся и лица, не явившиеся на итоговое сочинение или не завершившие сдачу итогового сочинения по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Документы, регламентирующие проведение итогового сочинения: 

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 07.11.2017 № 1290 «Об организации проведения итогового сочинения (изложения) в Республике Башкортостан в 2017-2018 учебном году

Порядок проведения итогового сочинения (изложения) в Республике Башкортостан» (приложение к приказу Министерства образования Республики Башкортостан от 27.11.2015 № 2303)

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 02.11.2017 № 1273 «О внесении изменений в Порядок проведения итогового сочинения (изложения) в Республике Башкорстостан»

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 06.10.2017 № 1142 «Об утверждении мест регистрации для участия в написании итогового сочинения отдельных категорий лиц» + приложение

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования. Приложение 6 к письму Рособрнадзора от 12.10.2017 № 10-718

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения). Приложение 7 к письму Рособрнадзора от 12.10.2017 № 10-718

Методические рекомендации ФГБНУ «ФИПИ» по подготовке к итоговому сочинению (изложению), разработанные на основе анализа работ участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения). Приложение 4 к письму Рособрнадзора от 12.10.2017 № 10-718

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения). Приложение 5 к письму Рособрнадзора от 12.10.2017 № 10-718

Бланк регистрации

Бланк записи

Справка об основных изменениях (дополнениях), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2017/18 учебном году

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) в 2017/18 учебном году размещены на сайте Рособрнадзора, на сайте ФИПИ, на официальном информационном портале ЕГЭ

Плакаты "Итоговое сочинение и изложение"